Кризис первого года жизни ребенка

Ребенок с каждым днем своей жизни становится все более самостоятельным. К концу первого года малыши, как правило, уже начинают ходить, чувствуя определенную независимость от родителей. Маленький «смерч» начинает носиться по всему дому, переворачивая вещи вверх дном, и тянет в рот все, что попадает под руку. В это время ребенок пытается манипулировать взрослыми, устраивая истерики, если ему что-то запрещают. Ученые называют такое поведение кризисом первого года жизни ребенка.

Можно отметить внешние перемены и изменения в поведении малыша, которые являются характерными признаками наступающего кризиса:

1. Стремление к самостоятельным действиям. Ребенок пытается одеваться, кушать, играть без помощи родителей.

2. Ребенок старается постоянно привлекать внимание к своей персоне, не выполняет ваши просьбы. Появляется упрямство, настырность.

3. Малыш остро реагирует на вашу критику и любые замечания, может обидеться, проявить агрессию, устроить истерику из-за своих капризов.

4. В затруднительных ситуациях ребенок теряется, не может определиться, нужно ли принимать помощь родителей.

Кризис первого года жизни является следствием противоречий, возникающих в психике ребенка, между желанием быть самостоятельным и зависимости от помощи родителей, их оценки. Кроме того, у малыша возникает масса трудностей, связанных с расхождением его потребностей с возможностями. Хочется много, всего и сразу, а получить не всегда получается. Кажется, что ребенок еще совсем маленький, но уже даже в этом возрасте начинает формироваться его личность. Для гармонизации этого процесса важно, чтобы он получал положительную оценку и поддержку со стороны взрослых. Уменьшить негативные последствия этого кризиса для вас и вашего малыша можно, соблюдая простые условия:

1. Уберите все потенциально опасные для вашего чада вещи. Это поможет уменьшить количество запретов, и вы будете уверены, что ваш малыш в безопасности. Старайтесь не ограничивать его активность в познании окружающего мира. Вместо того, чтобы запрещать ходить по лужам, оденьте его в резиновые сапожки. Берите на прогулку антисептические салфетки, чтобы вытирать при необходимости ручки, а не ругайтесь за то, что он собирает камушки, палочки и т. д.

2. Постарайтесь не менять режим дня, к которому ваш ребенок уже привык к этому возрасту. Это благотворно отражается на психическом состоянии малыша.

3. Поощряйте его попытки в проявлении самостоятельности.

4. Любой запрет необходимо объяснять ребенку, чтобы он понимал, почему именно это нельзя.

5. Важно обеспечить малышу необходимую для развития среду: развивающие игрушки различные по фактуре, безопасное место для движения и игр.

6. Не пытайтесь подавить ребенка. Добивайтесь необходимого результата, не заставляя его, а переключая внимание на что-то интересное. В этом возрасте накормить или одеть малыша можно «заговорив» его считалочками, стишками, включив мелодию на сотовом телефоне, дав поиграть со звенящими ключами или сделать что-то за компанию с любимой игрушкой.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ: